История завода

1930-е 1930-е

Деревни переходили на новые социалистические формы хозяйствования. Совхозы и колхозы получали все больше машин и их нужно было надежно ремонтировать. Наркомат совхозов принимает практические меры по созданию в стране десятков мастерских капитального ремонта техники. В Горьковской области выбор пал на Арзамас.

Осенью 1933 года на северо-западную окраину Арзамаса пришла небольшая группа строителей. Здесь на пустыре за оврагом должна была стать авторемонтная мастерская. Прошел год. Из ворот мастерской вышли первые автомобили и трактора, получившие вторую жизнь.

26 октября 1934 года был издан приказ №1 по Арзамасской межсовхозной МТМ, подписанный первым ее директором В.А.Кашириным. Эта дата является днем рождения завода, пионера машиностроения в г.Арзамасе. В штате было 67 чел., включая ИТР и служащих.

1940-е 1940-е

Год от года коллектив работал все более устойчиво, внося вклад в укрепление и развитие сельского хозяйства области.

Летом 1941 года мирный труд нашего народа был прерван вероломным нападением фашистской Германии. Большинство работников МТМ ушли на фронт. И в это же время в помещении МТМ была развернута мастерская по ремонту авиационной техники, которая работала и днем и ночью в течении всей войны. И вот победный 1945 год. Народное хозяйство переходит на мирный труд, восстанавливается работа авторемонтной мастерской, которая в 1946 году переименовывается в машино-тракторную, которая входила в Приволжское управление Министерства совхозов РСФСР. Вся мастерская размещалась в одноэтажном корпусе, где размещались участки: механический, моторный, кузнечный и сварочный.

1947 год — объем работ составил 283 тыс. рублей. В штате было 40 человек. Трудности были с электроэнергией. Мастерская питалась от автономной станции с нефтяным двигателем мощностью 16 лошадиных сил. И лишь с 1948 года заработал двигатель «Метеор» в 75 лошадиных сил. В этом же году приказом Министерства совхозов РСФСР от 21 июня директором мастерской был назначен С.И.Денисов.

Дирекция мастерской при поддержке партийной организации и комитета профсоюза приняла решение организовать литейное и деревообрабатывающее производство. В 1949 году приказом директора в мастерской организуется 5 цехов: моторно-монтажный с кузницей, токарный, по изготовлению емкостей и электросварки, литейный и деревообрабатывающий.

Трудности в работе встречались на каждом шагу, но коллектив наращивал объем ремонтных работ и производства готовой продукции. К весне 1951 года насчитывалось 320 рабочих и 22 ИТР. Это был уже один из крупных производственных коллективов в Арзамасе.

1950-е 1950-е

15 марта 1951 года Министерство совхозов РСФСР издало приказ о реорганизации мастерской в механический завод. Завод получает задание освоить новый вид продукции — полевые тракторные вагоны ПВ-14. Организовать выпуск цистерн емкостью 11,6 и 2,11 кубометра (соответственно 300 и 400 штук), стройдеталей и ремонт 250 двигателей. Начиналось освоение отопительных систем для птичников с объемом помещений до 500 кубометров. Напряженные задания 1 года пятилетки были выполнены коллективом успешно.

В июне 1952 года распоряжением Совета Министров РСФСР завод был реорганизован в ремонтно-механический. Его директором назначается Д.Д. Верхоглядов, до этого работавший главным инженером. Опытный руководитель, специалист, бывший фронтовик возглавляет завод в течение 9 лет, отдавая ему много сил и знаний и выводит предприятие в число передовых.

В ноябре 1953 года завод передается в Главное управление ремонтных предприятий Министерства сельского хозяйства РСФСР и получает новое название: Арзамасский ремонтный завод. Ведется техническое перевооружение завода, строительство новых цехов. Около 30 лет предприятие находится в поиске своего пути, работает на различных случайных заказах.

1960-е 1960-е

По 1961 год предприятие выпускало продукцию в основном сельскохозяйственного назначения:

  • — цистерны емкостью 11,6 мз и 2,11 мз;
  • — отопительные системы для птичников;
  • — отопительные котлы АМЗ-Р;
  • — тракторные тележки ПТС-3,5; ПТС-4;
  • — клеточные батареи КБ-106 для инкубаторов;
  • — ступица заднего колеса трактора У-2;
  • — колчатые катки ЗКК-6А;
  • — конные грабли;
  • — насосные станции;
  • — кормозапарники КМ-1600;
  • — мукомольный завод МУКЗ;
  • — электротормозные стенды СТЭУ-28 и СТЭУ-40;
  • — гидростенды СГУ-2.

В 1961 году завод выпускает автозапчасти для автомобилей Горьковского автозавода и делает первые шаги на пути освоения и производства коммунальных машин. Это были ассенизационные безнасосные машины, специальное оборудование которых монтировалось на шасси Горьковского автозавода. В этом же году завод получает новое наименование: Арзамасский завод автозапчастей. Заводским конструкторам п ришлось много потрудиться над доработкой некоторых узлов выпускаемых машин. Серийное освоение началось с машины АСМ-2 на шасси ГАЗ-51, приступили к производству машины АСМ-3, МНБ-2. Всего было изготовлено 128 коммунальных машин, в том числе 7 машин были впервые отправлены на экспорт.

В 1962 году введена в строй поточно-механизированная линия по изготовлению поворотного кулака ГАЗ-51 по выпуску 400 штук в год, вводится в действие 3-я поточная линия по выпуску рычажных амортизаторов в количестве 1 млн. штук в год.

В течение 1962-1965 гг. были освоены сложные по своей конструкции машины, которые в дальнейшем и определили целенаправленную основную работу по освоению и выпуску новых коммунальных машин: автоопрыскиватель ОГ-53, илосос ИЛ-980, автоводовоз АВВ-2.2, автокеросиновоз АЦ-1.9, аммиачная машина АЦ-2.2. Таким образом, годы семилетки явились для завода базой и отправным пунктом нового профиля освоения техники различного назначения, крайне необходимой для развития народного хозяйства.

В 1965 году завод переходит на систему оперативно-календарного планирования. В связи с реорганизацией Управления промышленностью по отраслевому принципу завод передается в ведение Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР.

С января 1966 года — Арзамасский завод коммунального машиностроения, директором завода назначен Б.А.Малаховский. За самоотверженный труд в годы семилетки Указом Президиума Верховного Совета СССР группа рабочих, ИТР и служащих были награждены орденами и медалями, а бригадир слесарей инструментальщиков А.Д.Костров удостоен высшей награды Ордена Ленина. Так как, Горьковский автозавод осваивал новые виды грузовых автомобилей большей мощности, соответственно и завод начал освоение коммунальных машин большей вместимостью цистерн. Такой была насосная машина АНМ на шасси ГАЗ-53 с вместимостью цистерны 3,25 кубометра.

В 1968 году завод впервые участвует в международной выставке «Интербытмаш-68». Представлены 2 машины: ИЛ-980 на шасси ЗИЛ-130 и автоопрыскиватель ОГ-53 на шасси ГАЗ-53А. Выход на международную арену и показ продукции зарубежным фирмам много дал предприятию, способствовал созданию более современной и прогрессивной коммунальной техники. Участие в выставке было отмечено специальным дипломом.

За пятилетие 1966-1970 гг. завод продолжал наращивать выпуск коммунальных машин более высокого уровня. Были выпущены машины: АВВ-3,6, автоводовозы, автокеросиновозы АЦ-2,4.

1970-е 1970-е

Впервые в 1971–72 гг. внедрилась машина КО-502 на шасси ЗИЛ-130 для очистки канализационных сетей гидравлическим способом. До нее у нас в стране не было подобных машин. Машина снабжена специальными реактивными размывочными головками (насадками) и обеспечивает давление воды до 100 кг/см2. В 1983 году после модернизации машина получила индекс КО-502Б.

В IХ пятилетке был получен заказ на освоение производства пескоразбрасывателя ПР-53 на шасси ГАЗ-53А.

1975–1976гг. были отмечены выпуском новых серийных машин:
  • — для сбора и вывоза крупногабаритных грузов КО-410 на шасси ГАЗ-53;
  • — КО-505 вакуумная машина с полезной емкостью 10 мз на шасси КАМАЗ-53213;
  • — КО-104А — пескоразбрасыватель;
  • — КО-708 тротуароуборочная на новую выставку в Москве «Интербытмаш-76». Наш завод представлен машинами ИЛ-980А; КО-104А; КО-502; КО-708.

В 1977 году илосос ИЛ-980А был вновь аттестован на Государственный знак качества и экспонировался на выставке «Достижения Советской науки и техники» в г.Катанице Польской Народной Республики и был удостоен Благодарственной грамоты.

В 1978 году универсальн ый разбрасыватель КО-104А на шасси ГАЗ-53А был Аттестован на Государственный знак качества.

В 1970 году наряду с производством машин, автозапчастей, предприятие начало выпуск амортизаторов для автомашины «Победа» и «Волга», потребительских товаров:
  • — теплицы;
  • — наплитный утюг;
  • — съемные колеса автомашины «Жигули»;
  • — маслозаправочные бачки;
  • — опоры (колодки) для постановки машины на хранение;
  • — сушилки для грибов и фруктов.

Всего за 4 года ХI пятилетки завод отправил в торговую сеть товаров на общую сумму 1,8 миллиона рублей.

1980-е 1980-е

В 1981 году предприятие участвует в международной выставке «Стройдормаш». Выставлены новые машины на шасси КАМАЗ-53213, КО-505, КО-504, а также ИЛ-980В (новая модификация) на шасси ЗИЛ-130. Экспонаты получили заслуженное признание, заводу был вручен Диплом 1 степени.

В 1982–1983 годах завод продолжает техническое переоснащение машин - модернизировал автовоз АВВ-3,6, которому был присвоен Государственный Знак качества, машине КО-504 также присвоен Государственный Знак качества. В июле 1983г. три машины КО-505 были представлены на выставках: в г.Лейпциг (ГДР); г.Брно (Чехословакия); г.Пловдив (Болгария).

В 1988 году 4 июня в 9:32 город Арзамас потряс взрыв на ж/д переезде ст.Арзамас1, унесший много человеческих жизней и оставивший без крова тысячи людей. Здания заводских помещений получили серьезные повреждения и частично были разрушены. Потребовалось громадное усилие всего коллектива завода, чтобы в кратчайший срок устранить последствия.

На заводе более чем на половину обновился парк технологического оборудования. Большинство деталей производилось на обрабатывающих центрах, робото-технологическом комплексе, автоматах, полуавтоматах.

1990-е 1990-е

В 1992 году завод преобразован в открытое акционерное общество «Арзамасский завод коммунального машиностроения» — ОАО «Коммаш». В этот период проходит качественное обновление всей выпускаемой продукции. Идет перестройка производства на основе начинающихся и развивающихся рыночных отношений, ориентация на выпуск продукции и товаров пользующихся широким спросом, то есть начинается работа по заказам.

За высокое качество выпускаемых машин на экспорт в честь 60-летнего Юбилея была вручена высокая награда «Золотая Звезда» от Международной организации по бизнесу (г.Мадрид, Испания).

ОАО «Коммаш» более 35 лет занимается производством и реализацией коммунальной техники. Основной продукцией являются вакуумные, илососные, каналопромывочные машины. Последние годы в общем объеме продукции стали преобладать поливомоечные машины, мусоровозы и большегрузные машины на шасси КАМАЗ, МАЗ, КРАЗ, ЗИЛ, тротуароубочные машины на базе тракторов Т-30, Т-25.

В 1995–1998 гг. освоены новые машины:
  • — машины илососные КО-524; КО-507А-2;
  • — машина для очистки канализационных сетей КО-514-1;
  • — машины для перевозки сжиженных газов КТ-602; КТ-602-1;
  • — мусоровозы КО-440, КО-441;
  • — машина для обработки биотуалетов КО-526-1;
  • — КО-560 комбинированная машина на шасси КАМАЗ-53229;
  • — КО-515, КО-520, КО-523 — ассенизационные машины.

В последние годы завод освоил выпуск мусоровозов КО-440-3, КО-440-3-01, КО-440-4, КО-440-4-01, КО-440-5, КО-440А, КО-440Б; поливомоечная машина КО-829А; илососные КО-507А, КО-560, КО-524, ДКТ-245, КО-507А-2.

2000-е 2000-е

1989–2005 годы Завод стал открытым акционерным обществом — ОАО «КОММАШ». В этот период происходит качественное обновление всей выпускаемой продукции. Идёт перестройка производства, начинается работа под заказ.

2006–2008 годы Новейший период характеризуется тотальной реконструкцией и техническим перевооружением предприятия, переходом на современные технологии производства и построением целостной производственной системы, а также внедрением автоматизации при управлении бизнес-процессами и разработкой новой коммунальной техники.

Наши дни Наши дни


В 2016 году Завод КОММАШ меняет свое название на Акционерное общество «Арзамасский завод коммунального машиностроения»

В 2019 году КОММАШ отметил свой юбилей - 85 лет! 

АО «КОММАШ» — ведущее предприятие в России по производству коммунальной техники. За всю историю предприятия освоено более 310 моделей коммунальной техники. Завод непрерывно совершенствует продукцию и модернизирует производство.

Добавлено в сравнение:
Добавлено в корзину: